Информация

Марийский фольклор

Фольклор пермских марийцев отличается богатством архаичных черт и разнообразием жанров, в нем бережно сохраняется вековое наследие традиционной духовной культуры. Среди прозаических жанров есть исторические и топонимические предания, мифологические рассказы, легенды, сказки. Малые жанры представлены загадками, пословицами, поговорками. Существует также детский фольклор. Мифологические рассказы посвящены духам природы и построек, взаимодействию человека и сил природы. Древние религиозно-мифологические представления и обрядность отразились в значительном числе текстов о божествах традиционного языческого пантеона – Великом Боге Куго Юмо и его помощнике, ангеле Шокчо, злом духе Керемете. С древними религиозно-мифологическими представлениями и обрядовой практикой связаны и марийские молитвы-прошения, которые исполнялись во время молений к божествам и жертвоприношений. В самобытном поэтическом творчестве марийцев особо выделяются обрядовые мелодии муро, они чаще всего исполнялись во время семейных обрядов. Особенность марийского фольклора, как и фольклора других народов Поволжья и Приуралья, - бытование особого, характерного для каждого обряда, напева, который объединяет циклы четырехстрочных куплетов. В зависимости от ситуации при исполнении последовательность куплетов могла меняться. Напев сÿан муро сопровождал свадьбу, некрт муро, солдатка ужатымаш муро - проводы в солдаты, колшо сем муро звучал во время похорон и поминальных обрядов, уна муро сопровождал гостевание родственников. Во время свадьбы, например, обязательно исполнялись обрядовые свадебные куплеты, в текстах благодарили за приглашение на торжество, восхваляли молодых, прежде всего невесту, а также родителей новобрачных. В марийской традиции свадьба гуляла не только в доме родителей жениха и невесты, но и обходила дома родственников. Гостей на свадебный пир также было принято приглашать особыми куплетами. Кроме обрядовых, известны и другие жанры музыкального фольклора, которые тоже чаще всего именовались напевами муро или сем. Среди таких напевов особенно популярным был уличный напев урем муро, исполнявшийся во время уличных гуляний. Широкое распространение получили плясовые и шуточные песни. Богат и по-своему уникален лирический фольклор марийцев Прикамья. Для лирических напевов характерна импровизация. Марийские напевы в большинстве своем имеют протяжную интонацию, более ритмичны плясовые песни и частушки. Марийские частушки были близки русским и стали активно распространяться с конца ХIХ в. Самобытно и архаично инструментальное музыкальное наследие марийцев. Сылвенские марийцы сохраняли древние музыкальные инструменты - волынку (шÿвыр), барабан (тÿмыр) и традицию игры на них. Подобные инструменты не встречаются у других народов Пермского края. Инструментальная музыка марийцев была тесным образом связана с песенным и танцевальным творчеством. Под волынку и барабан исполнялись песни и плясовые наигрыши на свадьбах и при проводах рекрутов. Музыканты считались самыми дорогими гостями на деревенских праздниках. Позднее древние музыкальные инструменты были постепенно вытеснены гармонью и балалайкой. Балалайка и сегодня один из любимых инструментов в праздничной культуре марийцев Прикамья. Собранные в антологии тексты записаны от исполнителей и фольклорных ансамблей в марийских деревнях Васькино, Иванково, Красный Луг, Сызганка, Тебеняки Суксунского района Пермского края. Эти тексты дают возможность познакомиться с фольклорным наследием древнего народа Прикамья.





Назад