Информация

Удмуртский фольклор

Фольклор буйских удмуртов – наиболее яркое явлений традиционной культуры, сохранившееся до наших дней. Это уникальный сплав бережно сохраненных вековых форм собственного наследия и опыта соседних народов, воспринятого на новой родине. Такой сплав обусловил богатство и многогранность удмуртского фольклора. Легенды и предания, сказки и заговоры, пословицы и поговорки, лирические песни, поминальные и свадебные напевы, шуточные и плясовые – в них жизнь и история целого народа, судьба каждого человека от рождения до смерти. Из прозаических жанров фольклора буйских удмуртов наиболее интересны многочисленные мифологические рассказы, посвященные духам природы и построек. Легенды и предания повествуют о явлениях природы, взаимодействии человека и высших сил, о божествах традиционного пантеона удмуртов: верховном боге Инмаре, его помощнике Кылчине, матери солнца Шунды-мумы. С древними религиозно-мифологическими представлениями и обрядовой практикой связаны удмуртские молитвы-прошения (куриськон), обращенные к божествам, они исполнялись жрецами во время молений и жертвоприношений. Существуют также сказки-новеллы, своеобразные притчи. Известен целый цикл сказок, главный герой которых - простоватый, но сметливый и хитрый Алдар агай. Разнообразием отличаются и малые жанры фольклора - загадки, пословицы, поговорки. В удмуртских деревнях Прикамья продолжают бытовать топонимические и исторические предания, повествующие о времени появления удмуртов на пермской земле, основании первых деревень. Основную часть песенного фольклора составляют напевы гÿй, приуроченные к различным обрядам семейного цикла: проводам в солдаты (салдат келян гÿй), свадьбе (сюан гÿй), гостеванию (куно / кыно гÿй), похоронам и поминанию умерших (келян гÿй). Текст напева, как правило, - это цикл четверостиший, которые подбираются в зависимости от исполнителя и конкретной ситуации. Каждый куплет имеет законченную композицию. В текстах заложен глубокий смысл, раскрывающий мировоззрение народа, опирающийся на традиционные символы и образы. Мелодии обрядовых напевов уникальны. Наряду с устойчивыми обрядовыми напевами бытуют старинные напевы предков (мőйы гÿй, пересь гÿй). Отдельный жанр музыкального поэтического фольклора - лирические песни. Быстрые ритмизированные куплеты, чаще шуточные и плясовые, получали название такмак, а мелодии, на которые они исполнялись, часто называют капчи гÿй - легкий, веселый напев или эктон гÿй – плясовой напев. Музыкальный фольклор буйских удмуртов нельзя представить без песенной традиции соседнего татарского и башкирского населения. Буйские удмурты перенимали у соседей не только мелодии, но и тексты песен, особенно популярными стали татарские и башкирские лирические песни. Современный репертуар удмуртской деревни мозаичен: наряду с традиционными удмуртскими напевами исполняются авторские песни, песни на татарском и русском языках. До начала ХХ в. ни один деревенский праздник не обходился без скрипки, чаще всего на ней исполняли плясовые мелодии. Сейчас в удмуртских деревнях скрипка почти не встречается. Уже в конце ХIХ в. у буйских удмуртов появилась гармонь - под нее также исполняли плясовые и шуточные мелодии. В антологии представлены тексты, раскрывающие своеобразие прозаического, поэтического и музыкального фольклора удмуртов Прикамья, они записаны от исполнителей и фольклорных ансамблей удмуртских деревень Большой Гондырь, Гожан, Союз, Кипчак и Кирга Куединского района Пермского края.





Назад